Фотки
 ЗагрузитьМои фоткиЛента
Избранные фотоМои фото на картеПечать Конкурс «Купаться, нырять, кувыркаться»

Альбом «Мои альбомы / Фотопортрет епархии / Иконопись»

5 альбомов, 159 фото

Палех - небольшое живописное село, расположенное в сердце Центральной России. Его название пришло из языка финно-угорских племён, населявших в древности территории по течению рек Оки и Клязьмы. В XIV веке Палех стал центром удельного Палецкого княжества, феодальной вотчиной князей Палецких, впоследствии породнившихся с царской семьёй.

Известность Палеху принёс иконописный промысел. В начале XVII века опыты палехских крестьян в написании икон были единичны и осуществлялись под влиянием возникших ранее соседних иконописных центров в Холуе и Шуе. C ноября по апрель владеющие художественным ремеслом палешане, собираясь в небольшие артели, могли отправиться за пределы Палеха. Такая совместная деятельность способствовала выработке единого стиля письма. Изучая на практике все известные школы древнерусской живописи, палехские мастера создавали свою собственную манеру. В стилистике палехских икон, в их тематике и иконографии получили отражение традиции Москвы, Поволжья и тех северных земель, которые находились в сфере влияния столичных иконописцев.

В XVIII веке большинство палехских семей и жителей окрестных деревень, было вовлечено в процесс создания икон. К середине XVIII века Палех превратился в богатое процветающее село. Палешане на собственные средства построили два каменных храма: Крестовоздвиженский (1762-1774) и Ильинский (1790) вместо деревянных церквей, стоявших на этих местах и часто страдавших от пожаров.

Во второй половине XVIII столетия окончательно определились характерные черты палехской иконописи. Сложные архитектурные декорации с притенёнными белильными узорами, представленные то в ракурсе, то фронтально, высоко поднимающиеся плавными уступами с мягкими изгибами горки, в дальнейшем станут визитной карточкой традиционной палехской иконы. Палехские иконописцы зарекомендовали себя искусными исполнителями многофигурных композиций.

Тематика многих палехских икон имеет отношение к церковным песнопениям и отражает особенности интонационного склада культовой музыки, что объясняется развитостью песенных, фольклорных традиций в патриархальной среде старинного иконописного промысла. В иконописи Палеха нередки сюжеты, иллюстрирующие акафисты, литургические гимны и песнопения Великого поста с их догматизирующим началом и усложнённой символикой.

После отмены крепостного права многие иконописцы навсегда уехали из Палеха, открыли собственное дело в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах. Во второй половине XIX века наряду с иконами "подстаринного" письма значительное количество работ создавалась в духе русской академической живописи. Чеканка по левкасу, золочение фона, роспись полей "под эмаль", что имитировало древнюю традицию украшения икон сканью, басмой, металлическим кованым окладом, стали общими приметами провинциальной иконописи конца XIX-начала XX века.

Возникшая в глубокой провинции, в крестьянской среде, иконопись Палеха стала неординарным явлением русской художественной культуры. Отчасти объяснение этому феномену дал Г.Д.Филимонов, побывавший в Палехе в 1863 году: "Вместо жалких крестьян-ремесленников я, совершенно неожиданно, встретился с народом развитым, исполненным светлых убеждений, знающим свою историю и насчитывающим в числе своих предков людей, занимавшихся не одной только иконной техникой, но и науками, - словом, я встретился с народом, который, по справедливости, может быть назван передовым Русской народности". Поэтому неудивительна "учёность" палехских икон, отсутс

твие деревенской наивности и простодушия в характеристике христианских образов. Палех стремился всё время держаться немного особняком в бескрайнем море русской религиозной живописи. Вместе с тем его развитие шло в общем русле поздней провинциальной иконописи. Но развитие это было прервано Октябрьской революцией 1917 года. В настоящее время иконописное дело в Палехе возрождается, обретая новую жизнь.

β-версия